Каталог статей

Главная » Статьи » Советы педагогов ДОУ » Учитель-логопед

Консультация: "Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи"

Дыхание  - одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание не только основа жизни, но и важнейшее условие правильной речи.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у ребенка без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

От речевого дыхания зависит плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Чтобы сохранить его плавность, легкость, длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и своевременно добирать его.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников:

  • Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом.
  • неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) -дем гулять).
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  • Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Рекомендуемые формы работы с детьми:

  • Дыхательные игры и упражнения
  • Голосовые упражнения
  • Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой)
Категория: Учитель-логопед | Добавил: Родничок (02.12.2015)
Просмотров: 1022 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Рекламный код