Вербальная агрессия у детей
1) Понятие вербальной агрессии
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. На то есть ряд причин:
- увеличение доли патологии в родах;
- кризис семейного воспитания;
- нестабильная экономическая ситуация и военный конфликт;
- рост уровня агрессивности у педагогов;
- СМИ, кино, видео, компьютерные игры и др.
Что же такое вербальная агрессия?
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения.
Вербальная агрессия – агрессия через речь.
Виды:
1. Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб (“А Вова меня стукнул”, “А Таня постель не убрала” и пр.); демонстративного крика, направленного на устранение сверстника (“Уходи, надоел”, “Не мешай”); агрессивных фантазий (“Если не будешь слушаться, к тебе придет милиционер и посадит в тюрьму”; “Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолет и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один”).
2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционные такие “детские” формы прямой вербальной агрессии: дразнилки: (“Ябеда - корябеда”, “Жора - обжора”); оскорбления (“Урод”, “Дебил”).
2) Причины вербальной агрессии
Причины, вызывающие агрессивное поведение у детей самые разные:
1 Группа причин:
- последствия ППЦНС;
- темперамент ребенка;
- тип семейного воспитания;
- возрастные кризисы;
- тяжелые жизненные ситуации;
- сезонные обострения;
- телевизор, компьютер.
2 Группа причин:
- личные качества педагога (доброта, терпимость, умение владеть собой, стрессоустойчивость, умение гибко и творчески решать задачи и т.п.);
- стиль общения педагога (авторитарный/демократический, тон, замечания, наказания, обсуждения и т.п.);
- внутригрупповой климат (отношения между детьми, насмешки/поддержка, осуждение/помощь-забота и т.п.), ;
- организация деятельности детей в течение дня (чередование умственной и физической активности, прогулки, совместные игры и т.п.).
Личные качества педагога. Пример опроса, проведенного среди 180 детей и их родителей выявил, что самыми главными качествами хорошего педагога для их ребенка родители считают доброту, справедливость и чувство юмора; дети – доброту, справедливость и тактичность. Самыми непривлекательными качествами педагога родители считают злость, несправедливость, плохое настроение и способность унижать; дети – несправедливость, многословие, нежелание понять и способность унижать.
Детям важно чувствовать, что вы к ним, как к личности относитесь хорошо, видите его перспективы, гораздо лучше, чем он сам. Верите в него и его будущее. В данный момент обсуждаете и делитесь своим отношением к его поведению, поступку, а не к личности в целом. (эффект «Шапки Мономаха»).
Стиль общения педагога. Доброжелательный, заинтересованный, понимающий, поддерживающий и в нужных местах твердый. Лейтмотив общения с детьми – ты у меня очень хороший, я хочу понять, что с тобой сейчас происходит, потому что такое поведение на тебя не похоже (обсудить сначала наедине, потом, когда ребенок успокоится, в группе).
Общение педагогов между собой – ровное, доброжелательное, внимательное, эмпатийное, с чувством юмора.
Внутригрупповой климат. Создается путем обсуждения успехов и неудач в совместной жизнедеятельности. Демонстрировать пример понимания и принятия чувств каждого, искать мирные способы взаимодействия, урегулирования конфликтов.
Организация деятельности детей в течение дня. Чередование умственных и физических нагрузок, двигательной активности и пассивности, организованной и свободной игровой деятельности.
На первую группу причин мы также можем влиять: рекомендовать обратиться к врачу; учитывать особенности нервной организации ребенка при организации совместной деятельности; провести консультацию с родителями; установить особенно доверительные отношения с ребенком, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, дать ему понять, что он не один; повесить в уголке специалиста и разместить на сайте информацию о влиянии телевидения и компьютерных игр на уровень агрессивности у детей.
3) Способы реагирования на агрессивное поведение детей.
1. Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания, обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…», сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу, команды, жесткие требования, давление, оправдания, подкуп, награды.
2. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину.
3. Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
4. Контроль взрослых над собственными негативными эмоциями.
Педагогом необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
Нужно начать с себя: положить конец собственной агрессии и это непременно поможет детям.
В заключении отметим, что агрессия у детей – это их крик о помощи, сообщение о том, что они сами не могут справиться с тем, что происходит снаружи и внутри них. И наша задача – помочь ребенку в его беде.
|