Каталог статей

Главная » Статьи » Советы педагогов ДОУ » Педагог - психолог

Поможем ребенку адаптироваться к детскому саду

Ко мне часто обращаются родители детей младшей группы с волнениями по поводу адаптации ребенка к детскому саду. А почему ребенок плачет? А почему не кушает? Комфортно ли ребенку в детском саду? А может его кто-то обижает?

Итак, дорогие родители, вы решили отдать ребенка в детский сад. Теперь следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка прошла успешно, важно заранее -  за 3-4 месяца - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду.

Каждый ребенок развивается индивидуально. При правильной организации дня, соблюдении режима, хорошем здоровье в 3 года малыша можно отдать в детский сад. Но взрослым часто не хватает педагогической культуры, психологических, этических, практических знаний. И ребенок приходит в сад не готовым психологически, физически, эмоционально. Как же помочь родителям и детям сделать это процесс более благоприятным? Небольшие советы родителям.

1. Постарайтесь перевести ребенка на четкий режим дня.

Заранее приведите режим ребенка в соответствие с распорядком дня, принятого в садике. Ребёнку будет проще соблюдать режим в садике, если он последнее время жил по такому режиму.

2. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада.

В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему "обещано", - он чувствует себя увереннее. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет там делать. Лучше если рассказ будет подробным, так спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий.

Заранее начинайте говорить с ребенком о детском саде, обращая особое внимание на положительные стороны.

Описывайте, как интересно будет на утренниках, какие интересные занятия (рисование, лепка, музыкальные занятия, физкультура). Расскажите. что в группе у каждого ребенка есть своя кровать, стульчик, что дети вместе кушают, спят, играют, гуляют на улице. Поделитесь своими впечатлениями о своем посещении детского сада.

Играйте в садик. Читайте сказочные истории о посещении садика. Все рассказы должны заканчиваться счастливо. По возможности, гуляйте с ребенком возле территории садика.

3. Научите ребенка культурно-гигиеническим навыкам.

Это самостоятельно одеваться, принимать пищу, мыть руки, ходить на горшок. Если ребенок будет уметь одеваться, принимать пищу и ходить на горшок сам, то ему будет намного проще. Все эти навыки смогут уменьшить эмоциональный и физический дискомфорт ребенка, когда он окажется в незнакомой ситуации.

4. Готовьте ребенку пищу, приближенную к детском саду.

Основу рациона в садике составляют каши, супы, тушеные овощи, сырники, творожные запеканки, омлет, рыбные, мясные и куриные котлеты.

Процесс адаптации к садику требует больших затрат психических и физических сил. И если ребенок будет сыт, то процесс привыкания у него пройдет намного легче. А если ребенок будет есть привычные и любимые блюда, его настроение будет повышенным и он охотнее будет воспринимать все «тяготы детсадовской жизни».

5. Подготовьте ребенка морально. Ребенок должен быть готов к разлуке с вами.

  • его к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому что он уже большой. Говорите о том, как здорово, что он уже пойдет в детский сад. Постоянно говорите ребенку, что он для вас, дорог и любим.

Всегда говорите малышу, когда именно вы вернетесь, «когда ты погуляешь, поспишь, покушаешь». Обязательно выполняйте данное обещание. Таким образом, малыш будет понимать, что ваше временное отсутствие - вовсе не катастрофа, и что вы всегда вернетесь за ним.

Посещайте группы раннего развития и игровые комнаты. Там малыш привыкнет к тому, что в определенных условиях "главным" взрослым может быть не мама, а кто-то другой.

6. Поощряйте его стремление к общению со сверстниками.

Чаще ходите в гости к родным и близким с детьми. Старайтесь гулять там, где собирается много детишек с родителями. Играйте рядом или вместе c ними. Пусть ребенок привыкает общаться с другими детьми. Это важный социальный навык.

Необходимо, чтобы малыш был открыт для общения со сверстниками.
Малыш должен знать значение слов "можно", "нужно", "нельзя", "опасно". При воспитании в семье необходимо соблюдать последовательность, единые требования и правила.

7. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду.

Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".

8. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы ребенка. Важно учитывать темперамент ребенка - экстраверт или интроверт Ваш ребенок.
Важно знать об особенностях характера ребенка. Ребенок-экстраверт и ребенок-интроверт по-разному себя ведут, реагируют на замечания, адаптируются к садику. Экстраверты быстрее попадают под влияние других, поэтому нужно интересоваться, с кем он дружит. Экстраверты могут быть драчливыми и сами бывают битыми, они доверчивы. Их надо учить планировать свои действия и доводить их до конца. Интроверты обычно тихие, такой ребенок не заводит много друзей и это - нормально, если ребенку комфортно и спокойно. Такому ребенку нужно помочь найти друзей и стараться больше ему доверять.

9. Закаливайте ребенка.

Посещайте бассейн, гимнастику, делайте массаж ребенку, почаще гуляйте на свежем воздухе, обливайтесь в ванной прохладной водичкой, не перекутывайте ребенка, чаще проветривайте комнаты, приучайте спать только в трусиках. В адаптационный период все силы ребенка должны быть направлены на освоение нового, а не борьбу с болезнями. Знайте, что если ребенок долго болеет, то адаптация к детскому саду начинается заново.

10. Не затягивайте сцены прощания.

Большинство детских слез и капризов - не более чем «шоу для мамы». Как только мама уходит, ребенок успокаивается и идет играть с другими детьми. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.

11. Подготовьте к садику СЕБЯ.

Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

Для чего вы хотите отдать ребенка в детский сад?

Доверяете ли вы сотрудникам детского сада?

Чего вы боитесь, когда отправляете ребенка в группу?

Очень важный момент. Дети очень тонко чувствуют настроение родителей. Если мама боится оставлять ребенка в садике, естественно, ребенок будет бояться там оставаться. Если вы хотите, чтобы ребенок поверил, что ему в садике ничего не угрожает – поверьте в это сами! Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.

В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.

Уважаемые родители, никогда не опаздывайте забирать ребёнка из детского сада! И не только в первые дни, но и после. Если всех деток забрали, а его - нет, это очень тревожит и угнетает малыша, он чувствует себя покинутым. А если такая ситуация повторяется, это приводит к хроническому стрессу, что снижает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте. 

Удачи, дорогие родители!

Подготовила: педагог-психолог

Дырина Светлана Викторовна

Категория: Педагог - психолог | Добавил: Родничок (17.09.2018)
Просмотров: 574 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Рекламный код